Что такое эмоциональная компетентность?



Июл
6

Стоит ли контролировать эмоции?

В рубриках: Отношения

Эмоции

Эмоции. Как часто они портят нам жизнь или же наоборот привносят в нее краски. Они обрушиваются на нас волной, сметая все на своем пути, и не поддаются контролю. Про одних людей говорят “он сверхэмоционален, не умеет себя сдерживать”, про других, что “его трудно вызвать на эмоции”, “он хорошо их контролирует”. А стоит ли вообще контролировать эмоции? И если да, то как? Недавно, я побывала на интересной лекции на тему “Эмоциональная компетентность”, где услышала много необычных вещей. Спешу поделиться с вами некоторыми тезисами выступления.

Что такое эмоциональная компетентность?

Эмоциональная компетентность – это работа с собственным контекстом. Контекст – это невидимая среда, которая определяет составляющий ее контент – разговоры с начальством, эмоции в той или иной ситуации. Определенный контекст не поддерживает содержание инородного контента. Об этом более подробно вы можете послушать в аудиозаписи лекции.

Эмоционально не компетентным можно назвать такого человека, который оглядываясь на совершенные поступки говорит: “Не надо было этого делать, это все эмоции. Или из-за своего страха или чрезмерной эмоциональности, я не сделал/упустил чего-то важное”.

Эмоционально компетентным называют такого человека, который отделает эмоции от поступков и его “настроения” не влияют на то, как он слышит оппонентов и собеседников. Таких людей еще называют эмоционально зрелыми.

Что вызывает наши эмоции?

Любую нашу реакцию (эмоцию) вызывает событие, скажете вы. Но так ли это?

Никакое событие не вызывает нашей реакции. Само по себе событие вне нашего восприятия не имеет никакого смысла. Позитивное оно или же негативное – это уже наша оценка происходящего. Наша реакция формируется из восприятия события – основы нашего отношения. Восприятие определяется контекстом нашего мышления.

Если человек, воспринимает себя, как жертву:

  • его постоянно обижают
  • он списывает все события на внешние причины
  • он воспринимает себя и свою жизнь, как следствие

Такие люди видят выход в контексте контроля – надо изменить всех вокруг. Но проще изменить себя (свое восприятие), чем 7 миллиардов жителей.

Если человек воспринимает себя, как автора своей жизни:

  • он несет ответственность за свои реакции
  • он сам причина своей обиды

Но зачем он тогда обижается?

  • Чтобы вызывать к себе жалость.
  • Чтобы манипулировать оппонентом при помощи своей обиды.

Но ответственность за свои поступки может привести к другой крайности. Человек начинает рассуждать так: “Это все я, со мной все не так”, возникает чувство вины и стыда, боль, недостаточность и все сводится к восприятию “жертвы”. Поэтому важно задавать себе вопрос: “Зачем оно мне нужно? Что я поимею с этой обиды”

Например, какую выгоду ты получаешь, видя начальника козлом?

Основными ошибками в эмоционально общении является то, что:

  • Мы часто проявляем наши эмоции как порох к нашим действиям.
  • Мы часто воспринимаем событие до того, как оно произошло. Необходимо научиться осознавать свое обычное восприятие и формировать необычное, а также отличать эмоции от действий.

Можно ли контролировать эмоции?

Эмоции никак нельзя контролировать.

Когда человек испытывает эмоцию уже поздно ее контролировать, так он уже чувствует. Что тогда делать? Первый вариант – принять эмоцию. Второй – прожить ее (прочувствовать). Эмоции не могут продолжаться постоянно. Они преходящие, и исчерпывают себя. Эмоцию необходимо прожить полностью и нельзя обрубать. Это как амплитуда маятника, которую нельзя прервать на середине.

Например:

Представьте маленького ребенка, который сильно ударился и плачет. Пока его мама пошла на кухню за льдом, чтобы приложить к ушибу, он переключился и стал играть с бусинкой закатившейся под шкаф. Его эмоции выплеснулись, и одни сменились другими.

Или пример с тем же маленьким ребенком, который увидел огромную новогоднюю елку, каких никаких не видел. Он начинает восторженно кричать: “Папа, смотри какая елка!” На что получает ответ: “Тише, тише”. Таким образом отец пресекает растущую амплитуду эмоции ребенка. И как после этого себя чувствует малыш?

Возможно, вышеизложенные тезисы об эмоциях, вас запутали еще больше, поэтому предлагаю послушать аудиозапись самой лекции. Надеюсь, она вам будет полезна. Для себя же я сделала следующие выводы, что эмоции не стоит контролировать, их стоит отслеживать и позволять им пройти, уступив место следующим.

Алексеева Светлана

...а также читайте у нас на сайте еще и: