Невидимая рука Адама Смита, управляющая рунетом


Ноя
24

Невидимая рука Адама Смита, управляющая рунетом

В рубриках: Общее

Кто управляет русским интернетом?

«Каждый отдельный человек постоянно старается найти наиболее выгодное применение капиталу, которым он может распоряжаться. Он имеет в виду свою собственную выгоду, а отнюдь не выгоды общества. Но когда он принимает во внимание свою собственную выгоду, это естественно или, точнее, неизбежно, приводит его к предпочтению того занятия, которое наиболее выгодно обществу… Он преследует собственную выгоду, причем в этом случае, как и во многих других, он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения.»

Adam Smith,
An Inquiry into the Nature and the Causes of the Wealth of Nations, 1776


Российский интернет развивается стремительными темпами. Поэтому важно знать, кто им управляет и задает тенденции роста. Можно предположить, что это определенные компании (такие, например, как Google, Яндекс, Mail Group и т.д), отдельные лица (Юрий Мильнер, Аркадий Волож, Павел Дуров и т.д.) или даже власть. Но, на мой взгляд, всё, что происходит в рунете сводится к одному – к интересу пользователя. Любой интернет-ресурс борется за свою аудиторию, которая формируется из отдельных посетителей. Если не будет заинтересованности пользователей, кому будут нужны все интернет-магазины, сообщества, социальные сети и т.д.?

В этом свете к рунету удивительно подходит принцип невидимой руки Адама Смита (и, кстати, обратите внимание на обложку книги!). Адам Смит – представитель классической политической экономии XVIII века, «естественным порядком» в области экономической жизни он считал:

  • господство частной собственности;
  • свободную конкуренцию;
  • свободную торговлю;
  • невмешательство государства в хозяйственную деятельность.

Реализацию этих принципов мы видим в интернете и в рунете, в частности.

Адам Смит
«Отдельная личность, стремясь к собственной выгоде, независимо от её воли и сознания, направляется к достижению выгоды и пользы для всего общества. Каждый производитель преследует собственную выгоду, но путь к ней лежит через удовлетворение чьей-либо потребности. Совокупность производителей, как будто движимая «невидимой рукой», активно, эффективно и добровольно реализует интересы всего общества, причём часто даже не думая об этом, а преследуя лишь собственный интерес. Фактически, А.Смит «невидимой рукой» называет объективный рыночный механизм, который координирует решения покупателей и продавцов».


Источник: Википедия

Если спроецировать эту модель на российский интернет, получается, что все интернет-ресурсы подстраиваются под интересы пользователей. Т.е желания людей рождает различные предложения. Кто же эти люди, которые проводят массу времени в сети и формируют ее?

Аналитики Фонда «Общественное мнение» разделили пользователей рунета на шесть типов в зависимости от их сетевой активности (данные за 2010 год).
Типы аудитории Рунета
Самая многочисленная аудитория — познающие: 35% аудитории или 20,2 млн человек.

Как выяснилось в ходе опросов интернет-аудитории, активнее других познают мир в интернете взрослые женщины (25 и старше), взрослые мужчины чаще обращаются к деловым практикам. Остальные типы поведения в сети более свойственны молодёжи.

По потенциалу проникновения интернета российские регионы разделены на три группы: исчерпавшие потенциал, соответствующие «норме» и перспективные. Эти и другие данные об аудитории интернета в России представлены в презентации Павла Лебедева «Аудитория Рунета: Точки роста».

От чего зависят его желания пользователя, на основе которых формируется рунет? Безграничны ли они? Что может ограничивать фантазию человека? По идее ничего. Но так ли свободен рунет? С одной стороны, пользователь в праве делать всё, что ему взбредет в голову. Но наличие цензуры в рунете ограничивает возможности пользователей. Хотя и это вопрос спорный, достойный отдельного рассмотрения (например, можно разместить сервер в другой стране, зарегистрировать домен в другой зоне, взять тот же Wikileaks).

С другой стороны, можно ли управлять желаниями пользователя, т.е создавать какие-то модные тренды? Появления таких интернет-ресурсов как Twitter, Facebook доказывают, что можно. Сначала пользователи неохотно регистрировались там (до наступления бума), тем не менее, с каждым днем аудитория фанатов Twitter и Facebook увеличивается. А такие модные тенденции, как известно, приходят в рунет с Запада.

Получается, российским интернетом управляет пользователь, ограниченный цензурой и направляемый модными тенденциями. А кто управляет рунетом по вашему мнению?

Что дал интернет России:

Рунетология. Кто управляет русским Интернетом?
Этот пост написан для конкурса, приуроченного к выходу книги
Максима Спиридонова
который проходит на spiridonov.ru
Призы — 5 MacBook Air
Спонсор акции:
seopult
при поддержке школы интернет-маркетинга
Нетология

Читайте также интервью с компанией «Буферная бухта», выступившей организатором данного конкурса. А также интервью с победителями конкурса «Кто управляет русским интернетом».

Приобрести книгу | Рунетология. Кто управляет русским Интернетом? (+ CD) Максима Спиридонова | в интернет-магазине OZON.ru | ISBN 978-5-91657-303-9
0
comments powered by HyperComments
...а также читайте: